Однозначный кризис: тяжёлый транспорт в России
В Москве 4 декабря состоялась пресс-конференция ассоциации РОАД, в центре внимания которой оказалась ситуация в сегментах среднего и тяжелого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации, Виталий Киселев, сообщил о том, что уже более десяти лет наблюдается сверхсокращение парка среднетоннажных автомобилей. С момента 2016 года их количество упало на 25%, что согласно прогнозу значит, что к 2025 году этот показатель составит всего 1,727 миллиона единиц вместо 2,3 миллиона, имеющихся в 2016 году. Средний возраст автомобилей уже почти 28 лет, особенно среди спецтехники, которая эксплуатируется более 32 лет.
Максим Шишко из «Глобал трак сервис» представил свои выводы о текущем состоянии рынка тяжелой техники. Он сообщил о снижении доли китайских фирм с 60% до 53%, а российские производители, напротив, увеличили свою долю с 28% до 38%. Общее количество сделок на рынке серьезно упало — почти на 50%. По прогнозам, в 2025 году в «тяжелом» сегменте может быть продано всего 46 тысяч машин.
2023 год запомнится высоким уровнем продаж — 125,7 тысячи единиц, что принесло успех компаниям. Однако уже в следующем году возникает резкий спад, с 102 тысячами проданных машин. Это вызвало избыток запасов на складах и значительное увеличение убытков у компаний. В такой ситуации дилерам пришлось снижать цены, что усугубило финансовые проблемы на рынке.
К тому же, наблюдается рост объемов так называемой «изъятки», когда компании, осуществлявшие лизинг автомобилей, не могут больше выплачивать кредиты. Это приводит к значительному увеличению неплатежеспособной техники. Проще говоря, ключевые китайские фирмы начали предлагать свои машины по очень низким ценам, что создает негативную конкуренцию для других компаний.
По информации Максима Шишко, на складах наберется почти 14 тысяч автомобилей, включая 6774 FAW, 3606 Dongfeng и 2139 Shacman. Российские производители с трудом справляются с продажами своих автомобилей. Участники конференции сделали вывод о негативных перспективах: ожидается, что объемы продаж в сегменте HCV могут остаться на уровне 4 тысяч единиц в месяц, что вдвое меньше, чем ранее. Все надежды на положительные изменения связаны с возможными изменениями на международной арене. КАМАЗ занимает ведущее положение на рынке с 12,6 тысячами проданных автомобилей и долей 30,1%.