Государственная политика и её последствия для электромобилей

На данный момент правительство не может установить четкую позицию по отношению к электромобилям, что позволяет постоянно меняться правилам и условиям их продажи. С начала текущего года утилизационный сбор на электромобили возрос в 20 раз, достигнув 667 400 рублей, что уже отразилось на продажах: с января по март было реализовано лишь 1854 машины, в то время как в четвертом квартале 2023 года эта цифра составила 3844. Постепенно же во втором квартале ситуация стала улучшаться, с 2546 электромобилями на учете, и в третьем квартале продажи выросли до 3586. Вопрос о будущем электромобилей в стране остается открытым. В декабре прошлого года продажи держались на уровне 1200 машин в месяц, но в этом году динамика была следующей: апрель — 795, май — 786, июнь — 965; за третий квартал 1257 в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. На складах по-прежнему достаточно автомобилей, выпущенных как в прошлом, так и в позапрошлом годах. Есть основания полагать, что даже при возможном росте утильсбора с 1 ноября, спрос останется на уровне 1000-1200 машин в месяц вплоть до следующего лета. Однако новая схема утильсбора может негативно сказаться на импорте, так как среди 7986 зарегистрированных в текущем году электромобилей немало имеют мощность свыше 80 лошадиных сил, что вызовет затруднения с оформлением по льготному тарифу. В целях анализа давайте подробнее рассмотрим третий квартал. Zeekr, лидер сегмента, зафиксировал 891 проданную единицу. Модель 001 по большей части отвечает за успех — 449 машин, за ней идут 7Х — 165, 009 — 122, X — 88 и 007 — 67. К слову, несмотря на лидирующее положение, доля марки на рынке падает: с 38% в четвертом квартале 2024 года до 25% в текущем. Завод «Москвич» наращивает продажи электромобилей 3е, выпущенных в последние два года, с результатом 430 единиц с июля по август, из которых 417 куплены юридическими лицами. Это позволило занять второе место после Zeekr 009. Производство модели 3е, тем не менее, прекращено, в связи с переходом на новые модели от SAIC. Evolute продолжает свою работу с 539 продажами, в то время как его модель i-Pro — 363 проданных экземпляра. Amberauto вместе с моделью А5 реализовал лишь 277 машин, все они новой продукции. В то же время модель Ora, оказавшаяся не слишком востребованной, показала всего 50 продаж. У Avatr, принадлежащего «Чангану», 263 реализованных электромобиля, тогда как BYD продал 258 единиц. Остальные производители пока не радуют хорошими результатами: BMW — 51 машина, Porsche — по 15 экземпляров на Macan и Taycan, а Tesla — 142 продажи, включая 12 Cybertruck. Более того, Lixiang Mega едва нашли своих покупателей, распродано только 4 единицы, тогда как Geely EX5, обладая большим интересом, показал 97 проданных автомобилей. На позитивной ноте стоит отметить, что маленький Eonyx М2 все же вошел в статистику, так как был продан для двух юридических лиц и одного частного. Пожелаем «Автотору» успеха в этом проекте, пусть и с опозданием. Таким образом, на рынке электромобилей сохраняется множество вызовов и неопределенностей. Как вы думаете, в связи с новыми правилами утилизации, какое будущее ждет электромобили и как повлияет это на продажи Zeekr?